Большое внимание в Детской школе искусств №3 уделяется охране здоровья и созданию безопасных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, совершенствованию доступной среды для инвалидов. На территории оборудована парковка для автотранспорта: установлен знак ДД «ПАРКОВКА», «ИНВАЛИД» согласно требований ГОСТ 52289-2004, нанесена горизонтальная разметка паковочного места и дублирование знака ДД «ИНВАЛИД» на асфальтированную поверхность парковки с соблюдением требований ГОСТ Р 51256-2011 и ГОСТ 522289-2004.
На входной пешеходной калитке (юго-западное направление; вход со стороны улицы Интернациональная) нанесена контрастная маркировка, установлена информационная мнемосхема, отображающая информацию о движении по территории школы. На центральном входе и запасных выходах установлены пандусы. На центральном входе для устранения информационных барьеров выполнены следующие мероприятия:
-
нанесена контрастная маркировка дверного пролета, на прозрачную часть полотна входных дверей;
-
размещены тактильные таблички с нанесением пиктограммы адаптивного входа, пиктограммы доступности, пиктограммы «вызов помощи»;
-
размещена тактильная табличка с нанесением информации о названии учреждения, режима работы;
-
установлены кнопки вызова помощника (в составе системы вызова помощника) на пандусе, справа от входной двери, на двери входа в школу;
-
установлен световой маяк (бегущая строка) с информацией об учреждении, режима работы.
На первом этаже, при входе в здание установлена мнемосхема с информацией о передвижении внутри здания. На всех помещениях первого этажа установлены тактильные таблички с указанием наименования помещения и его функциональной принадлежности. На всех этажах школы имеются универсальные санитарные комнаты. В здании установлен лифт.
В 2019 году в здании школы на входе установлен звуковой маяк, в концертном зале индукционная система «Исток - 3», оборудовано санитарно-гигиеническое помещение. Разработаны «Регламент предоставления образовательной услуги МАУДО города Нижневартовска «Детская школа искусств №3» инвалидам и лицам с ограниченными возможностями», «Паспорт доступности объекта в приоритетных сферах жизнедеятельности и других мобильных групп населения».
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
№ |
Показатели |
Отметка о наличии |
Примечание |
1 |
Специально оборудованные учебные кабинеты |
имеются |
см. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса |
2 |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
имеются |
|
3 |
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
нет |
|
4 |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
нет |
|
5 |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
имеются |
|
6 |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации |
имеется |
|
7 |
Специальные условия питания |
нет |
|
8 |
Специальные условия охраны здоровья |
имеются |
|
9 |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
имеется |
|
10 |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
имеются |
|
11 |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования |
имеются |
|
12 |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
нет |
|
13 |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
нет |
Пояснительная записка к информации
Заниматься обучением детей-инвалидов преподаватели Детской школы искусств №3 начали с открытия школы в 2010 году. В 2014 году ДШИ №3 определена базовым учреждением, в котором организуется инклюзивное образования для детей с ОВЗ.
С 2015-2016 учебного года реализуется инновационный проект «Успешный ребенок в успешной школе (инклюзивное образование)», который направлен на создание и апробацию модели и технологий инклюзивного образования в различных сферах деятельности в условиях детской школы искусств для максимального удовлетворения прав детей на доступное и качественное дополнительное образование.
Большое внимание в Детской школе искусств №3 уделяется охране здоровья и созданию безопасных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, совершенствованию доступной среды для инвалидов.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п | Материально- технические средства | Количество | Место размещения | Назначение |
1 | Интерактивная доска (с проектором, ноутбуком, экраном) | 1 | Каб.304 | Для эффективной реализации адаптированных дополнительных образовательных программ в области музыкального и декоративно-прикладного искусства |
2 | Мобильный компьютерный класс | 1 | Каб.303 | |
3 | Интерактивные столы | 2 | Каб.202, 100 | Использование интерактивного оборудования как средства формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для повышения мотивации обучающихся, развития мелкой моторики, координации движений, внимания, зрительной памяти, речи. |
4 | Интерактивный стенд «Получение цвета», адаптивный с сенсорным управлением и планшетом со шрифтом Брайля (изобразительное искусство); | 1 | Каб.202 | |
5 | Световые столы-планшеты для рисования песком. | 5 | Каб.301,302,305, 215 | |
6 | Офортный станок « Школьник | 1 | Каб.301 | Для организации обучения по адаптированной дополнительной образовательной программе «Основы декоративно-прикладного искусства» |
7 | Сенсорный уголок | 1 | Каб.207 | Создание условий для релаксации |
8 | Индукционная система «Исток-С3» | 1 | Входная группа | Развитие доступной среды для инвалидов |
9 | Звуковой маяк | 1 | Концертный зал |
На территории школы оборудована парковка для автотранспорта: установлен знак ДД «ПАРКОВКА», «ИНВАЛИД», нанесена горизонтальная разметка парковочного места и дублирование знака ДД «ИНВАЛИД» на асфальтированную поверхность парковки. На входной пешеходной калитке нанесена контрастная маркировка, установлена информационная мнемосхема, отображающая информацию о движении по территории школы.
На центральном входе и запасных выходах установлены пандусы. На центральном входе для устранения информационных барьеров выполнены следующие мероприятия:
-
нанесена контрастная маркировка дверного пролета, на прозрачную часть полотна входных дверей;
-
размещены тактильные таблички с нанесением пиктограммы адаптивного входа, пиктограммы доступности, пиктограммы «вызов помощи»;
-
размещена тактильная табличка с нанесением информации о названии учреждения, режима работы;
-
установлены кнопки вызова помощника (в составе системы вызова помощника) на пандусе, справа от входной двери, на двери входа в школу;
-
установлен световой маяк (бегущая строка) с информацией об учреждении, режима работы.
На первом этаже, при входе в здание, установлена мнемосхема с информацией о передвижении внутри здания. На всех помещениях первого этажа установлены тактильные таблички с указанием наименования помещения и его функциональной принадлежности. На всех этажах школы имеются универсальные санитарные комнаты. В здании имеется лифт.
Разработаны «Регламент предоставления образовательной услуги МАУДО города Нижневартовска «Детская школа искусств №3» инвалидам и лицам с ограниченными возможностями», «Паспорт доступности объекта в приоритетных сферах жизнедеятельности и других мобильных групп населения».
В 2019, 2020 годах в рамках муниципальной программы «Доступная среда в городе Нижневартовске на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения выполнены мероприятия: в концертном зале установлена стационарная индукционная система «Исток-3»для слабослышащих, на входе в здание - звуковой маяк, в санитарно-гигиеническом помещении установлено новое оборудование, приспособленное для данной категории населения.
Интерактивное оборудование, приобретенное в рамках национального проекта «Культура» (интерактивная доска с проектором, ноутбуком, экраном, мобильный компьютерный класс, интерактивные столы), расширяет возможности школы в создании условий для эффективного освоения образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов, используется как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для повышения мотивации обучающихся, развития мелкой моторики, координации движений, внимания, зрительной памяти, речи.
В настоящее время обучается 27 детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в их числе 14 человек с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями. С детьми данной категории работает 19 высококвалифицированных педагогов.
Все преподаватели прошли курсы повышения квалификации по программам:
-
«Специфика подходов и нестандартные приемы в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра», Центр лечебной педагогики, город Москва;
-
«Инновационные технологии в дополнительном образовании детей», Нижневартовский государственный университет;
-
«Разработка и реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых потребностей», Методический центр по художественному образованию, г. Екатеринбург;
-
«Современные подходы и технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидами. Организация ассистивной помощи в учреждениях культуры и искусства, г. Сургут «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ» (дистанционно).
Педагогами школы разработаны и реализуются адаптированные дополнительные общеразвивающие программы в области музыкального, театрального, декоративно-прикладного искусства. Для каждого ребенка-инвалида разработан индивидуальный образовательный маршрут, включающий, кроме занятий по специальности, модуль «Развитие художественно-образного мышления», который состоит из предметов по выбору с учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся из предлагаемого перечня: изобразительная деятельность, сольное пение, синтезатор, электрогитара, гитара, основы коммуникативной культуры, художественное слово, сценическое движение, кукольный театр, ударные инструменты, основы актерского мастерства, беседы об искусстве, фортепиано).
При работе с детьми-инвалидами используются артпедагогические и арттерапевтические методики. Реализуются различные формы музыкальной арттерапии, направленные на повышение адаптационных и резервных возможностей детского организма. Изотерапевтические методы способствуют развитию воображения, фантазии, творческих способностей и эмоциональной сферы: формируются навыки работы с различными материалами в различных техниках, используются световые столы-планшеты для рисования песком. Для укрепления и оздоровления дыхательной функции проводятся вокальные и дыхательные тренинги, музыкально-ритмические упражнения, используются духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.); при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (пианино или синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Детям-инвалидам предоставляется возможность заниматься различными формами театрализованной деятельности: проводятся групповые и индивидуальные занятия со сказочным и игровым материалом. В работе с детьми с задержкой психического развития используются элементы куклотерапии. Работа с куклой помогает каждому ребенку самостоятельно корректировать движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма снимает комплекс неполноценности.
В процессе обучения анимационным техникам в школьной мультстудии «Елка» проводятся специальные занятия, на которых внимание детей привлекается к движениям собственного тела (мимическим, жестовым и др.). На занятиях используются различные методические приемы: осязательного восприятия объектов, обучения предметно-практической деятельности с помощью сохранных анализаторов, формирования представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов, развитию творческих способностей детей. В процессе создания мультипликационного фильма развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Дети-инвалиды посещают пришкольный лагерь «Перекресток», принимают участие во внеурочной деятельности. Творческие проекты «Этот мир один на всех», «Мы в творчестве, творчество в нас», «Мы разные, но мы вместе» позволяют объединить учащихся, родителей и преподавателей, позиционировать детей данной категории как успешных, демонстрирующих хорошие результаты деятельности.
Учащиеся данной категории ежегодно принимают участие и занимают призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня, выпускница стала обладателем ежегодной муниципальной премии «Юные таланты Самотлора».
Сводная информация о реализации проекта «Успешный ребенок в успешной школе»
Показатели/год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Кол-во обучающихся по адаптированным дополнительным программам | 25 детей-инвалидовИз них 6обучающихся с РАС, 4-с другими ментальными нарушениями | 27 детей-инвалидовИз них 7 обучающихся с РАС, 5-с другими ментальными нарушениями | 27 (25 детей-инвалидов, 2 ребенка с ОВЗ)Из них 7 обучающихся с РАС, 5-с другими ментальными нарушениями | 27 (24 ребенка-инвалида, 3 ребенка с ОВЗ)Из них 9 обучающихся с РАС, 5-с другими ментальными нарушениями | 27 (24 ребенка-инвалида, 3 ребенка с ОВЗ)Из них 9 обучающихся с РАС, 5-с другими ментальными нарушениями |
Количество специалистов, работающих с детьми | 8 | 11 | 15 | 19 | 21 |
Кол-во победителей в конкурсах различного уровня |
7 конкурсов 19 побед |
12 конкурсов 23 победы |
12 конкурсов 32 победы |
16 конкурсов 40 побед |
18 конкурсов 41 победа |
Организация внеурочной занятости обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Дети-инвалиды приняли участие в 18 школьных мероприятиях, из них: -выставки-4 -мастер-классы-4 -творческие показы, спектакли-1 -творческие презентации-3 -концерты -3 -творческие встречи, гостиные-1 -игровые программы-2 |
Дети-инвалиды приняли участие в 28 школьных мероприятиях, из них: -выставки-5 -мастер-классы-4 -творческие показы, спектакли-5 -творческие презентации-3 -концерты -6 -творческие встречи, гостиные-2 -игровые программы-3 |
Дети-инвалиды приняли участие в 37 школьных мероприятиях, из них: -выставки-8 -мастер-классы-3 -конкурсы-6 -фестиваль-1 -концерты-13 -творческие показы, проекты-2 -спектакли-2 -игровые программы-2 |
Дети- инвалиды приняли участие в 40 школьных мероприятий,из них: -выставки-5 -мастер-классы-5 - концерты -14 -акции-2 -театральные показы, спектакли-2 -музыкальные, творческие гостиные-7 -тематические мероприятия-5 |
Дети инвалиды приняли участие в 36 школьных мероприятиях,из них: -выставки-4 -мастер-классы-7 - концерты -12 -акции-1 -театральные показы, спектакли-4 -музыкальные, творческие гостиные-5 -тематические мероприятия-3 |
Обучение и воспитание детей-инвалидов неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя систематическое распространение педагогических знаний, оказание практической помощи семьи в воспитании детей. Работает консультационный пункт для родителей детей-инвалидов.
Детская школа искусств №3 расширяет свое культурное и образовательное пространство через интеграцию ресурсов и совместную реализацию творческих проектов с учреждениями образования и культуры, общественными организациями:
-
Региональной общественной организацией ХМАО-Югры «Многодетная семья и семья с ребенком-инвалидом»
-
Региональной общественной организацией «Замещающая семья»
-
Региональным благотворительным Фондом помощи детям больным онкологическими заболеваниями «Сердце отдаю детям»
-
Общественным благотворительным фондом «Твори добро»
-
Специализированным культурно-оздоровительный центром для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Добролей».
-
Региональной ассоциацией русской культуры «Славяне Сибири»
-
Молдавским национально-культурным центром
-
Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Таукси»
-
Домом престарелых и инвалидов «Отрада».
-
Городскими школами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1, №2», санаторной школой
-
Общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями
В средствах массовой информации, на официальном сайте отражены различные направления деятельности Детской школы искусств №3 в области инклюзивного образования, творческие достижения обучающихся
За разработку и внедрение проекта «Успешный ребенок в успешной школе» ДШИ №3 признана Лауреатом Всероссийского конкурса здоровьесберегающих технологий в образовании «Школа здоровья», награждена медалью «За отличные успехи в области здоровьесбережения», дипломом за лучший проект на конкурсе «Лучшая детская школа искусств Уральского федерального округа», 2019 год.